Электронный учебник по физике 10 класса

по учебнику Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотского Н.Н.


 

НОТ школьника
Задачи
Лабораторные
Контрольные
Факультатив
Тесты
Это интересно
Учёные
На сайте

 

Факультативные занятия
Естественнонаучные творческие задания по теме «Механические колебания и волны»

1. Как оценить величину радиуса вогнутого сферического зеркала с помощью стального шарика известного радиуса и секундомера?

2. Определите предел радиуса слышимости разговора на открытом воздухе.

3. Перечислите и опишите все методы, с помощью которых можно производить звук. Какой из этих методов наиболее экономичен?

4. Объясните, как мальчик на качелях увеличивает амплитуду качания?

5. На планете Венера полная облачность. Как, находясь на ее поверхности, обнаружить ее вращение? Как измерить время суток на Венере?

6. Как можно измерить чистоту поверхности обрабатываемой детали с помощью звука?

7. Как можно зафиксировать, запечатлеть «следы» звуковых волн?

8. На заводе изготавливают тончайший микропровод. Как, «на ходу», не останавливая станок, измерить диаметр этого провода? Предложите способы.

9. Шум на промышленных предприятиях и методы борьбы с ним.


Шум - это продукт технической цивилизации, подлинное бедствие современного мира - с каждым годом все сильнее вторгается в наше существование. Стихия шума захлестывает города, улицы, дома, небо, промышленные предприятия. Проблема борьбы с шумом, имеющая и физиологическое, и большое социально-экономическое значение, приобретает международный характер.

В настоящее время удельный вес шума среди факторов, неблагоприятно воздействующих на условия жизни и здоровья населения, неуклонно повышается. Ученые-физиологи выяснили: для эффективного осуществления производственной деятельности уровень шума на промышленных предприятиях должен быть уменьшен. Шум способен вызвать глухоту, потерю памяти, язву желудка, атеросклероз и даже злокачественную опухоль.
Нарушая энергетический баланс клеток, он оживляет дремлющие вирусы...

Задание. Рассмотрите способы борьбы с шумом на производстве.
 
10. Флаттер.

В 30-е годы, когда появились первые скоростные самолеты, почти во всех странах мира прокатилась волна необъяснимых катастроф. Очевидцы, наблюдавшие эти катастрофы с земли, рассказывали, что какая-то неведомая сила разрушала летящую машину словно взрывом. Необъяснимому явлению было дано название «флаттер». Предложите способы борьбы с этим опасным явлением. Для этого ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое флаттер?

2. Под действием чего происходит флаттер?

3. К какому типу колебаний можно отнести флаттер?

4. Каковы пути избежания флаттера?

5. Кто из советских ученых занимался проблемой этого явления?

Изготовьте модель, демонстрирующую данное явление.
 

11. Тайна гибели первого космонавта планеты Ю. А. Гагарина.

27 марта 1968 года в конце тренировочного полета Ю. Гагарина и летчика-испытателя В. Серегина на учебном истребителе Миг-15 произошла катастрофа. Сам полет происходил с подвесными топливными баками, которые по инструкции для высшего пилотажа запрещены, но он и не планировался. Выполнялся простой пилотаж. Нормально отлетав на высоте около 4000 метров, завершив задание и доложив об этом, Гагарин и Серегин стали снижаться. Самолет пошел в сторону аэродрома, А через две минуты истребитель столкнулся с землей... По результатам расследования в газете «Правда» появилась маленькая заметка, в которой говорилось, что самолет Гагарина, совершив резкий маневр, связанный с отворотом от посторонних предметов (воздушный шар, стая гусей), «попал в непонятную ситуацию», столкнулся с землей, в результате чего экипаж погиб. Расследование, в котором участвовал летчик-космонавт А. А. Леонов, показало, что самолет Гагарина действительно «попал в непонятную ситуацию», но по другим причинам. Как вы думаете, что это за причины? И почему результаты расследования, опубликованные в газете «Правда», были сфальсифицированы?
 

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
В начало  
 

2009 год

Сайт управляется системой uCoz