|
Электронный учебник по физике 10 класса по учебнику Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотского Н.Н.
|
|
|
Лабораторные работы по физике | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Типовая инструкция по правилам безопасности труда для учащихся 1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя. 2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя. 3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание. 4. Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание и ход выполнения. 5. Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива. 6. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не вынимайте термометры из пробирок с затвердевшим веществом. 7. Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях. Не прикасайтесь и не наклоняйтесь (особенно с неубранными волосами) к вращающимся частям машин. 8. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений. 9. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией и выключателем открытого типа (при напряжении выше 42 В). 10. Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. Наличие напряжения в цепи можно проверять только с помощью приборов или указателей напряжения. 11. Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенным изоляции. Не производите пересоединения в цепях и смену предохранителей до отключения источника электропитания. 12. Следите за тем, чтобы во время работы случайно не коснуться вращающихся частей электрических машин. Не производите пересоединения в электрических цепях машин до полной остановки якоря или ротора машины. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка лабораторных и практических работ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение Все, что сказано в этом введении, запоминать не нужно. Это справочный материал, к которому вы будете обращаться при выполнении лабораторных работ. 1. Как определять погрешности измерений Выполнение лабораторных работ связано с измерением различных физических величин и последующей обработкой их результатов. Измерение — нахождение значения физической величины опытным путем с помощью средств измерений. Прямое измерение — определение значений физической величины непосредственно средствами измерения. Косвенное измерение — определение значения физической величины но формуле, связывающей ее с другими физическими величинами, определяемыми прямыми измерениями. Введем следующие обозначения: А, В, С, ... — физические величины. Апр — приближенное значение физической величины, т. е. значение, полученное путем прямых или косвенных измерений. ΔА — абсолютная погрешность измерения физической величины. ε — относительная погрешность измерения физической величины, равная: ε= ΔА/ Апр *100% ΔАи— абсолютная инструментальная погрешность, определяемая конструкцией прибора (погрешность средств измерения; см. табл. 1. ΔАо— абсолютная погрешность отсчета (получающаяся от недостаточно точного отсчета показаний средств измерения), она равна в большинстве случаев половине цены деления; при измерении времени — цене делении секундомера или часов. Максимальная абсолютная погрешность прямых измерений складывается из абсолютной инструментальной погрешности и абсолютной погрешности отсчета при отсутствии других погрешностей: ΔА=ΔАи+ΔАо Абсолютную погрешность измерения обычно округляют до одной значащей цифры (А = 0,17≈0,2); численное значение результата измерений округляют так, чтобы его последняя цифра оказалась в том же разряде, что и цифра погрешности (А= 10,332≈10,3). Результаты повторных измерений физической величины А, проведенных при одних и тех же контролируемых условиях и при использовании достаточно чувствительных и точных (с малыми погрешностями) средств измерения, отличаются друг от друга. В этом случае Апр находят как среднее арифметическое значение всех измерений, а ΔА (ее в этом случае называют случайной погрешностью) определяют методами математической статистики. В школьной лабораторной практике такие средства измерения практически не используются. Поэтому при выполнении лабораторных работ необходимо определять максимальные погрешности измерения физических величин. При этом для получения результата достаточно одного измерения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Абсолютные инструментальные погрешности средств измерений Таблица 1. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Относительная
погрешность косвенных измерений определяется так, как показано в таблице
2.
Абсолютная погрешность косвенных измерений определяется по формуле ΔА=Апрε (ε выражается десятичной дробью). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. О классе
точности электроизмерительных приборов Для определения абсолютной инструментальной погрешности прибора надо знать его класс точности. Класс точности γ np измерительного прибора показывает, сколько процентов составляет абсолютная инструментальная погрешность ΔAи от всей шкалы прибора (Аmax): γnp = (ΔAи/ Аmax )*100% Класс точности указывают на шкале прибора или в его паспорте (знак % при этом не пишется). Существуют следующие классы точности электроизмерительных приборов: 0,1; 0,2; 0,5; 1; 1,5; 2,5; 4. Зная класс точности прибора (γ np) и всю его шкалу (Аmax), определяют абсолютную погрешность ΔAи измерения физической величины А этим прибором: ΔAи= γnp Аmax/100 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Как сравнивать результаты
измерений 1. Записать результаты измерений в виде двойных неравенств: A1пр – ΔА1< A1пр < A1пр+ ΔА1 A2пр-ΔА2 < A2пр < A2пр+ ΔА2 Сравнить полученные интервалы значений (рис. 253): если интервалы не перекрываются, то результаты неодинаковы, если перекрываются — одинаковы при данной относительной погрешности измерений |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Как оформлять
отчет о проделанной работе 1. Лабораторная работа № ... . 2. Наименование работы. 3. Цель работы. 4. Чертеж (если требуется). 5. Формулы искомых величин и их погрешностей. 6. Таблица с результатами измерений и вычислений. 7. Окончательный результат, вывод и пр. (согласно цели работы). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Как
записывать результат измерения А=Aпр ± ΔA ε = ...%. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приближенные
вычисления без точного учёта погрешностей. 1°. Производя обработку многочисленных измерений, часто не подсчитывают погрешности отдельных результатов и судят о погрешности приближенного значения величины (числа), указывая количество верных значащих цифр в этом числе. Нули, стоящие в числе слева, значащими цифрами не считаются. Нули в середине или в конце числа (справа), обозначающие отсутствие в числе единиц соответствующих разрядов,— значащие цифры. Например, в числе 0,08040 первые два нуля — незначащие, а третий и четвертый — значащие. Нули, поставленные в конце целого числа взамен неизвестных цифр и служащие лишь для определения разрядов остальных цифр, значащими не считаются. В подобных случаях нули в конце числа лучше не писать и заменять их соответствующей степенью числа 10. Например, если число 4200 измерено с абсолютной погрешностью ±100, то это число должно быть записано в виде 42*102 или 4,2*103. Такая запись подчеркивает, что в данном числе содержатся лишь две значащие цифры. 2°. Если приближенное значение величины содержит лишние или недостоверные цифры, то его округляют, сохраняя только верные значащие цифры и отбрасывая лишние. При этом руководствуются следующими правшами округления: а) Если первая отбрасываемая цифра больше 4, то последняя сохраняемая цифра увеличивается на единицу. Например, округляя число 27,3763 до сотых, следует записать 27,38. б) Если первая отбрасываемая цифра меньше 4 или равна 4, то последняя сохраняемая цифра не изменяется. Например, округляя число 13 847 до сотен, записывают 138*102. в) Если отбрасываемая часть числа состоит из одной цифры 5, то число округляют так, чтобы последняя сохраняемая цифра была четной. Например, при округлении до десятых 23,65≈23,6, но 17,75≈ 17,8. 3°. Производя различные математические действия с приближенными числами, руководствуются следующими правилами подсчета цифр: а) При сложении и вычитании в результате сохраняют столько десятичных знаков, сколько их содержится в числе с наименьшим количеством десятичных знаков. б) При умножении и делении в результате сохраняют столько значащих цифр, сколько их имеет приближенное число с наименьшим количеством значащих цифр.
Исключения из этого
правила допускаются в тех случаях, когда
один из сомножителей
произведения начинается с единицы, а сомножитель,
содержащий наименьшее количество значащих цифр,— с
какой-нибудь другой цифры. В этих случаях в результате
сохраняют на одну цифру больше, чем в числе с наименьшим количеством
значащих цифр. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пример I. Перед сложением приближенных чисел 0,374; 13,1 и 2,065 первое и третье из них нужно округлить до сотых, а в окончательном результате сотые отбросить: 13,1+2,06 + 0,37 ≈15,5. Пример 2. Результат расчета выражения дол(жен содержать только две значащие цифры (по количеству значащих цифр в числе 7,2):
Пример 3. Результат перемножения чисел 13,27 и 0,84 можно записать с тремя значащими цифрами (см. исключение из правила б)): 13,27-0,84≈ 13,3*0,84 ≈11,2 (а не 11), Пример 4. При возведении в куб приближенного числа 216 результат должен быть записан только с тремя значащими цифрами: 2163≈ 101*105. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В начало | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2009 год |
|