Электронный учебник по физике 10 класса

по учебнику Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотского Н.Н.


 

НОТ школьника
Задачи
Лабораторные
Контрольные
Факультатив
Тесты
Это интересно
Учёные
На сайте

 

 

        
 В данном разделе даны примерные контрольные и самостоятельные работы
Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
б) или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
а) не более двух грубых ошибок,-
б) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета,
в) или не более двух-трех негрубых ошибок,
г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,
д) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов пре­восходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10% всех заданий, т. е. записал условие одной задачи в общеприня­тых символических обозначениях.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнена работа.
Контрольная работа по теме "Кинематика материальной точки"
Вариант 1
I.1. Лыжник спускается с горы с начальной скоростью 6 м/с и ускорением 0,5 м/с2. Какова длина горы, если спуск с нее продолжался 12 с?
2. Автобус движется со скоростью 54 км/ч. На каком расстоянии от остановки водитель должен начать торможение, если для удобства пассажиров ускорение не должно превышать 1, 2 м/с2?
3. Координата движущегося тела с течением времени меняется по следующему закону: х = -1 + 3t - t2. Определите начальную координату тела, проекцию начальной скорости и проекцию ускорения. Укажите характер движения тела.
II. 4. Троллейбус двигался со скоростью 18 км/ч и, затормозив, остановился через 4 с. Определите ускорение и тормозной путь троллейбуса.
5. Самолету для взлета нужно приобрести скорость, равную 252 км/ч. Сколько времени длится разгон, если эта скорость достигается в конце взлет­ной полосы длиной 980 м?
6. По графику проекции скорости, изображенному на рисунке, определите ускорение, с которым двигалось тело, и перемещение, совершенное им за время 8 с.
III. 7. Два автомобиля выезжают из одного пункта в одном направлении. Первый автомобиль выезжает на 20 с позже другого. Оба движутся с одинаковым ускорением, равным 0,4 м/с2. Через сколько времени, считая от начала движения первого автомобиля, расстояние между ними окажется равным 240 м?
8. С каким ускорением движется тело, если за шестую секунду этого движения оно прошло путь, равный 11м? Начальная скорость движения равна нулю.
9. Движение двух автомобилей описывается следующими уравнениями: х1 = 2t + 0,2t2 и х2= 80 - 4t. Определите, когда и где произойдет их встреча. Найдите расстояние между ними через 5 с после начала движения.
Вариант 2
I. 1. При какой скорости самолет может приземлиться на посадочной полосе аэродрома длиной 800 м при торможении с ускорением 5 м/с2?
2. Через сколько секунд после отправления от станции скорость поезда метрополитена достигнет 72 км/ч, если ускорение при разгоне равно 1 м/с2?
3. Координата движущегося тела с течением времени меняется по следующему закону: х=10 -t- 2t2. Определите начальную координату тела, проекцию начальной скорости и проекцию ускорения. Укажите характер движения тела.
II. 4. За время торможения, равное 5 с, скорость автомобиля уменьшилась с 72 км/ч до 36 км/ч. Определите ускорение автомобиля при торможении и длину тормозного пути.
5. Пуля, летящая со скоростью 400 м/с, влетела в деревянную доску и углубилась в лес на 20 см. С каким ускорением двигалась пуля внутри доски? На какой глубине скорость пули уменьшилась в 2 раза?
6. По графику проекции скорости, изображенному на рисунке, определите ускорение, с которым двигалось тело, и перемещение, совершенное им за время 10 с.
III. 7. Два велосипедиста едут навстречу друг другу. Первый, имея скорость 27 км/ч, поднимается в гору с ускорением 0,15 м/с2, а второй, имея скорость 9 км/ч, спускается с горы с ускорением 0,25 м/с2. Через какой промежуток времени они встретятся, если известно, что встреча произойдет на середине пути?
8. Автобус, отходя от остановки, движется равноускоренно и проходит за третью секунду 2,5 м. Определите путь, пройденный автобусом за пятую секунду.
9. Уравнения движения двух тел имеют следующий вид: х1 =10t + 0,4t2 и х2 = -6t + 2t2. Найдите место и время их встречи. Каким будет расстояние между ними через 5 с?
Самостоятельная работа
Вариант I

1. Единицей измерения какой физической величины является Ньютон?
A. Силы.  Б. Массы.  B. Работы.  Г. Энергии.  Д. Мощности.
2. Кто открыл закон инерции?
A. Гераклит.   Б. Аристотель.  B. М. Ломоносов.   Г. Г.Галилей.  Д. И. Ньютон.
3. Тело движется прямолинейно с постоянной скоростью. Какое утверждение о равнодействующей всех приложенных к нему сил правильно?
A. Не равна нулю, постоянна по модулю и направлению.  Б. Не равна нулю, постоянна по направлению, но не по модулю.  B. Не равна нулю, постоянна по модулю, но не по направлению.  Г. Равна нулю.  Д. Равна нулю или постоянна по модулю и направлению.
4. Тело движется равноускоренно и прямолинейно. Какое утверждение о равнодействующей всех приложенных к нему сил правильно?
A. Не равна нулю, постоянна по модулю и направлению.  Б. Не равна нулю, постоянна по направлению, но не по модулю.  B. Не равна нулю, постоянна по модулю, но не по направлению.  Г. Равна нулю или постоянна по модулю и направлению.
5. Две силы F1 = ЗН и F2= 4H приложены к одной точке тела. Угол между векторами этих сил составляет 90°. Определите модуль равнодействующей сил.
A. 1 Н. Б. 5 Н.  B. 7 Н. Г. 25 Н.  Д. Среди ответов А-Г нет правильного. 
6. На тело действует сила тяжести 30 Н и сила 40 Н, направленная горизонтально. Каково значение модуля равнодействующей этих сил?
А. 10Н.   Б.70Н.   В.50Н.   Г.250Н.   Д. Среди ответов А-Г нет правильного.
7. Равнодействующая всех сил, приложенных к телу массой 5 кг, равна 10 Н. Каковы скорость и ускорение движения тела?
А. Скорость 0 м/с, ускорение 2 м/с2.   Б. Скорость 2 м/с, ускорение 0 м/с2.  В. Скорость 2 м/с, ускорение 2 м/с2.  Г. Скорость может быть любой, ускорение 2 м/с2.   Д. Скорость 2 м/с, ускорение может быть любым.   Е. Скорость и ускорение могут быть любыми.
8. Под действием силы 10 Н тело движется с ускорением 5 м/с2. Какова масса тела?
A. 2 кг.   Б. 0,5 кг.   B. 50 кг.   Г. Масса может быть любой.
Вариант 2
1. Единицей измерения какой физической величины является килограмм?
A. Силы. Б. Массы. B. Работы. Г. Энергии. Д. Мощности.
2. Кто открыл закон инерции?
A. Аристотель. Б. Гераклит. B. М. Ломоносов. Г. И. Ньютон. Д. Г. Галилей.
3. Тело движется прямолинейно с постоянной скоростью. Какое утверждение о равнодействующей всех приложенных к нему сил правильно?
A. Не равна нулю, постоянна по модулю, но не по направлению.  Б. Не равна нулю, постоянна по модулю и направлению.  B. Равна нулю, постоянна по модулю и направлению.  Г. Равна нулю или постоянна по модулю и направлению. Д. Равна нулю.
4. Тело движется равноускоренно по окружности . Какое утверждение о равнодействующей всех приложенных к нему сил правильно?
A. Не равна нулю, постоянна по модулю, но не по направлению.  Б. Не равна нулю, постоянна по направлению, но не по модулю.  B. Не равна нулю, постоянна по модулю и направлению.  Г. Равна нулю или постоянна по модулю и направлению.  Д. Равна нулю.
5. Две силы F1 = 2Н и F2 = ЗН приложены к одной точке тела. Угол между векторами этих сил составляет 90°. Определите модуль равнодействующей сил. 
A. 1Н.   Б.5Н.   B. 13 Н.   Г. 13 Н.   Д. Среди ответов А-Г нет правильного.
6. На тело действует сила тяжести 40 Н и сила 30 Н, направленная горизонтально. Каково значение модуля равнодействующей этих сил?
А.250Н.   Б.50Н.   В.70Н.   Г. 10Н.   Д. Среди ответов А-Г нет правильного.
7. Равнодействующая всех сил, приложенных к телу массой 3 кг, равна 6 Н. Каковы скорость и ускорение движения тела?
A. Скорость 0 м/с, ускорение 2 м/с2.  Б. Скорость 2 м/с, ускорение 0 м/с2.  В. Скорость 2 м/с, ускорение 2 м/с2.  Г. Скорость может быть любой, ускорение 2 м/с2.   Д. Скорость 2 м/с, ускорение может быть любым.   Е. Скорость и ускорение могут быть любыми.
8. Тело массой 2 кг движется с ускорением 4 м/с2. Какова равнодействующая всех приложенных к телу сил?
А.2Н.   Б. 0,5 Н.   B. 8 Н.  Г. Равнодействующая может иметь любое значение.
Самостоятельная работа
Вариант 1
1. Как изменится сила трения скольжения при движении бруска по горизонтальной плоскости, если силу нормального давления увеличить в 2 раза?
A. Не изменится.  Б. Увеличится в 2 раза.  B. Уменьшится в 2 раза.  Г. Увеличится в 4 раза.
2. Брусок массой 0,2 кг равномерно тянут с помощью динамометра по горизонтальной поверхности стола. Показания динамометра 0,5 Н. Чему равен коэффициент трения скольжения? Ускорение свободного падения примите равным 10 м/с2.
A. 0,2.  Б. 0,25.  B. 0,4.  Г. 0,5.
3. На рисунке представлен график зависимости модуля силы трения F от модуля силы нормального давления N. Определите коэффициент трения скольжения (рис. 64).
А. 0,1. Б. 0,2. В. 0,25. Г. 0,5
4. Конькобежец массой 60 кг скользит по льду. Определите силу трения скольжения, действующую на конькобежца, если коэффициент трения скольжения коньков по льду равен 0,015.
А.400Н. Б. 40 Н. В.9Н. Г.0,9Н
5. Брусок массой m движется вверх по наклонной плоскости, коэффициент трения скольжения µ. Чему равен модуль силы трения?
A. µg. Б. µmg. B. µg sin а. Г. µmg cos а.
6. Брусок массой m кг лежит на наклонной плоскости, угол наклона которой к горизонту равен а. Коэффициент трения скольжения µ. Чему равен модуль силы трения?
A. µg sin a. Б. µmg. B. µmg cos а. Г. µg.
Вариант 2
1. На рисунке представлены графики зависимости модуля силы трения F от модуля силы нормального давления N. В каком случае коэффициент трения больше и во сколько раз?
A. В первом случае; µ
1 = 4 µ2.   Б. В первом случае; µ1 = 2µ2.   B. Во втором случае; µ2   B. Во втором случае; µ2 = 2µ12 µ1   Г. Во втором случае; µ2 = 4 µ1
 
2. Брусок массой 0,2 кг прижат к вертикальной стене с силой 5 Н. Коэффициент трения между бруском и стеной равен 0,2. Чему равна сила трения скольжения бруска о стену?
A. 0,4Н.   Б.0.6Н.   B. 1 Н.   Г. 1,4 Н.
3. По условиям предыдущей задачи определите минимальную силу нормального давления на брусок, чтобы он был неподвижен. Ускорение свободного падения примите равным 10 м/с2.
А. 0,5 Н.   Б. 1 Н.   В.5Н.   Г. 10Н.
4. Определите тормозной путь автомобиля, начавшего торможение на горизонтальном участке шоссе с коэффициентом трения 0,5 при начальной скорости движения 15 м/с. Ускорение свободного падения примите равным 10 м/с2.
A. 90 м.   Б. 45 м.   B. 22,5 м.   Г. 11,25 м.
5. Автомобиль совершает поворот по дуге окружности. Каково минимальное значение радиуса окружности траектории автомобиля при коэффициенте трения автомобильных шин о дорогу 0,4 и скорости автомобиля 10 м/с? Уско­рение свободного падения примите равным 10 м/с2.
А. 250 м.   Б. 100 м.   В. 50 м.   Г. 25 м.
6. Брусок массой m движется вверх по горизонтальной поверхности под действием силы F, направленной под углом а. Коэффициент трения скольжения µ. Чему равен модуль силы трения?
A. µg   Б. µmg   B. mg sin а   Г. µmg cos а
«Агрегатные состояния вещества»

Вариант 1

1. Какое движение молекул и атомов в газообразном состоянии вещества называется тепловым движением?

А. Беспорядочное движение частиц во всевозможных направлениях с различными скоростями.

Б. Беспорядочное движение частиц во всевозможных направлениях с одинаковыми скоростями при одинаковой температуре.

В. Колебательное движение частиц в различных направлениях около определенных положений равновесия.

Г. Движение частиц в направлении от места с более высокой температурой к месту с более низкой температурой.

Д. Упорядоченное движение частиц со скоростью, пропорциональной температуре вещества.

 

2. Чем определяется внутренняя энергия тела?
А. Объемом тела.

Б. Скоростью движения и массой тела.

В. Энергией беспорядочного движения частиц, из которых состоит тело.

Г. Энергией беспорядочного движения частиц и энергией их взаимодействия.

Д. Энергией взаимодействия частиц, из которых состоит тело.                

 

3. Может ли измениться внутренняя энергия тела при совершении работы и теплопередаче?

А. Внутренняя энергия тела измениться не может.

Б. Может только при совершении работы.

В. Может только при теплопередаче.

Г. Может при совершении работы и теплопередаче.

4. Выполнен опыт с двумя стаканами воды. Первый стакан нагрели, передав ему 1 Дж количества теплоты, второй стакан подняли вверх, совершив работу 1 Дж. Изменилась ли внутренняя энергия воды в первом и во втором стаканах?

А. Увеличилась в первом и во втором стаканах.

Б. Увеличилась в первом и не изменилась во втором.

В. Не изменилась в первом, увеличилась во втором.

Г. Не изменилась как в первом, так и во втором.

Д. В первом увеличилась, во втором уменьшилась.

 

5. Выполнили опыт с двумя металлическими пластинами. Первая пластина перемещалась по горизонтальной поверхности и в результате действия силы трения нагрелась. Вторая пластина была поднята вверх над горизонтальной поверхностью. Работа в первом и втором опыте была совершена одинаковая. Изменилась ли внутренняя энергия пластин?

А. Увеличилась у обеих пластин.

Б. Увеличилась у первой, не изменилась у второй.

В. Не изменилась у обеих пластин.

Г. Не изменилась у первой, увеличилась у второй.

6. Какая температура принята за 0°С?
А. Температура льда.
Б. Температура тела человека.
В. Температура тающего льда при нормальном атмосферном давлении.
Г. Температура кипящей воды.
Д. Температура кипящей воды при нормальном атмосферном давлении.
Е. Температура тающего льда, перемешанного с солью.

7. Какое физическое явление используется в основе работы ртутного термометра?
А. Плавление твердого тела при нагревании.   Б. Испарение жидкости при нагревании.  В. Расширение жидкости при нагревании.  Г. Конвекция в жидкости при нагревании.  Д. Излучение при нагревании.

8. Каким способом осуществляется передача энергии от Солнца к Земле?     А. Теплопроводностью.    Б. Излучением.   В. Конвекцией.   Г. Работой.   Д. Всеми перечисленными в ответах А-Г.
 

9. При погружении части металлической ложки в стакан с горячим чаем не погруженная часть ложки вскоре стала горячей. Каким способом осуществилась передача энергии в этом случае?
А. Теплопроводностью.
Б. Излучением.
В. Конвекцией.
Г. Работой.
Д. Всеми перечисленными в А-Г способами.
 

10. Как обогревается комната радиатором центрального отопления?
А. Тепло выделяется радиатором и распространяется по всей комнате.
Б. Обогревание комнат осуществляется только за счет явления теплопроводности.
В. Обогревание комнаты осуществляется только путем конвекции.
Г. Энергия от батареи теплопроводностью передается холодному воздуху у ее поверхности. Затем конвекцией распространяется по всей комнате.
 

11. Какой физический параметр определяет количество теплоты, необходимое для нагревания вещества массой 1 кг на 1 °С?
А. Удельная теплота сгорания.
Б. Удельная теплота парообразования.
В. Удельная теплота плавления.
Г. Удельная теплоемкость.
Д. Теплопроводность.
 

12. Какой физический параметр определяет количество теплоты, необходимое для превращения одного килограмма жидкости в пар при температуре кипения?
А. Удельная теплота сгорания.
Б. Удельная теплота парообразования.
В. Удельная теплота плавления.   Г. Удельная теплоемкость.   Д. Теплопроводность.
 

13. Как изменится скорость испарения жидкости при повышении ее температуры, если остальные условия остаются без изменения?
А. Увеличится.
Б. Уменьшится.
В. Останется неизменной.
Г. Может увеличиться, а может и уменьшиться.
 

14. Как изменяется внутренняя энергия вещества при его переходе из твердого состояния в жидкое при постоянной температуре?
А. У разных веществ изменяется поразному.
Б. Может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от внешних условий.
В. Остается постоянной.   Г. Уменьшается.   Д. Увеличивается.
 

15. Какое количество теплоты необходимо для нагрева 200 г алюминия от 20 °С до 30 °С? Удельная теплоемкость алюминия 910 Дж/кг * °С.
А. 1820 Дж;    Б. 9100 Дж;    В. 1820 кДж;    Г. 9100 кДж;    Д. 45500 Дж;    Е. 227500 Дж
16. Удельная теплота плавления свинца 22,6 кДж/кг. Какой мощности нагреватель нужен для расплавления за 10 мин 6 кг свинца, нагретого до температуры плавления?
А. 81360 кВт.   Б. 13560 Вт.   В. 13,56 Вт.   Г. 226 Вт.   Д. 0,226 Вт.
 

17. В стакане было 100 г воды при температуре 20 °С. В него долили 50 г воды при температуре 80 °С. Какой стала температура воды в стакане после смешивания воды?
А.60 °С.
Б.50 °С.
В. 40 °С.
Г. Немного меньше 60 °С с учетом теплоемкости стакана.
Д. Немного меньше 50 °С с учетом теплоемкости стакана.
Е. Немного меньше 40 °С с учетом теплоемкости стакана.
 

18. Зачем нужны двойные стекла в окнах?
А. Через двойные стекла входит меньше солнечного излучения в дом летом и меньше выходит теплового излучения из дома зимой.
Б. Слой воздуха между стеклами имеет значительно меньшую теплопроводность, чем тонкое твердое стекло. Это уменьшает теплоотдачу из дома зимой.
В. При двойных стеклах в окнах тепловое излучение свободно входит в дом, но не может выходить. Это дает дополнительное обогревание дому зимой.
Г. Двойные стекла нужны для того, чтобы дом был прочным.

 

19. Кристаллическое вещество при температуре 20 °С поместили в электрическую печь и некоторое время нагревали. Затем его вынули из печи, и оно некоторое время остывало. График зависимости температуры вещества от времени в течение этого опыта представлен на рисунке. Сколько минут в этом эксперименте длился процесс плавления вещества?
А. 20 мин.  Б. 18 мин.  В. 10 мин.  Г. 6 мин.  Д. 5 мин.  Е. 3 мин.  Ж. 1 мин.

20. По графику п. 19 определите, во время какого процесса вещество поглотило большее количество теплоты? Процесс 1 - нагревание твердого вещества. Процесс 2 - нагревание жидкости. Процесс 3 - превращение твердого вещества в жидкость.
А. В процессе 1.
Б. В процессе 2.
В. В процессе 3.
Г. Во всех трех одинаковое количество.
Д. Ни в оном из процессов 1-3 не происходит поглощения теплоты.
 

21. По графику задачи № 19 (п. 20) определите, в каком процессе - плавления или отвердевания вещества - мощность теплообменника была большей?
А. В процессе плавления.  Б. В процессе отвердевания.  В. Одинакова в обоих процессах.
 

22. Кубик льда растаял в открытом термосе с водой, температура льда и воды при этом не изменялась и оставалась равной 0 °С. Температура окружающего воздуха была +20 °С. Лед выделял или поглощал энергию в этом процессе?
А. Лед поглощал энергию воздуха, отдавал энергию воде.  Б. Лед поглощал энергию воздуха, но не передавал энергию воде. В. Лед не поглощал и не выделял энергию.  Г. Лед поглощал энергию и воздуха, и воды.  Д. Лед отдавал энергию и воздуху, и воде.

23. Во время работы двигателя внутреннего сгорания в цилиндр вместе с бензином поступает воздух. Для чего нужен воздух?
А. Для процесса горения бензина и совершения работы в результате расширения при нагревании.
Б. Для совершения работы в результате расширения при нагревании и охлаждении цилиндра.
В. Для выдувания из цилиндра продуктов сгорания бензина и охлаждения цилиндра.
Г. Для распыления вредных продуктов сгорания бензина.
Д. Только для распыления бензина, впрыскиваемого в цилиндр.
 

24. Показания медицинского термометра после измерения температуры человеческого тела 37 °С. Почему эти показания не изменяются после проведения измерений, хотя температура воздуха в комнате 20 °С?
А. Во время измерения температуры человека ртуть в термометре расплавляется и расширяется, заполняя тонкую трубку. После вынимания термометра ртуть охлаждается и замерзает в трубке.
Б. Во время измерения температуры тела человека термометр соприкасается с плотным телом человека, от которого поступает много тепла. Поэтому показания термометра изменяются быстро. Воздух обладает очень малой плотностью, поэтому остывание ртути в термометре на воздухе происходит очень, медленно.
В. При измерении температуры медицинский термометр держат в горизонтальном положении. Ртуть при расширении переливается через небольшой выступ и заполняет тонкую трубку. Для ее возвращения в исходное положение нужно поставить термометр вертикально.
Г. У основания трубка термометра сужается. Через это маленькое отверстие ртуть выталкивается в трубку при нагревании. При остывании объем ртути уменьшается, но в пустое место ртуть из трубки не может опуститься, т. к. ее вес меньше силы, необходимой для проталкивания через малое отверстие.
Д. Внутри медицинского термометра имеется специальный механический клапан. Этот клапан пропускает ртуть только в одном направлении. Для возвращения ртути в исходное положение нужно переключить клапан. Клапан переключается встряхиванием термометра.
 

25. В опыте используются два одинаковых термоса. В первый налит 1 л воды при температуре 45 °С, во второй - 1 л воды при температуре 5 °С. Термосы закрыты и поставлены в комнате с температурой воздуха 25 °С. Как изменится температура в первом и во втором термосах через 5 ч?
А. В обоих термосах совершенно не изменится.
Б. В первом немного понизится, во втором на столько же градусов повысится.
В. В первом очень мало понизится, во втором значительно повысится.
Г. В первом значительно понизится, во втором очень мало повысится.
Д. В обоих термосах температура будет равна температуре воздуха в комнате.

   
   
   
В начало  

2009 год



Сайт управляется системой uCoz