|
Электронный учебник по физике 10 класса по учебнику Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотского Н.Н.
|
|
|
Задачи по физике. На этой странице расположены качественные задачи по физике авторов А.Е. Марон и Е.А. Марон |
|||||||||||
II. МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ стр.1 стр.3 стр.4 | ||||||||||||
Взаимодействие тел. Масса. посмотреть ответы 84. Мальчик, сидя в лодке, за веревку подтягивает другую лодку (рис. 11). Какая из этих двух лодок к моменту сближения приобретет большую скорость, если лодки одинаковые? |
||||||||||||
85. При вытекании воды из трубочек сосуда, подвешенного на нити, сосуд вращается (рис. 12). Почему? | ||||||||||||
86. Небольшая лодка канатом притягивается к теплоходу. Почему теплоход не движется навстречу лодке? | ||||||||||||
87. Почему пуля, вылетевшая из ружья, не может открыть деревянную дверь,
а образует в ней круглое отверстие? 88. Будет ли двигаться парусная лодка, если на ее паруса направить поток воздуха из мощного вентилятора, находящегося на лодке? В каком состоянии будет находиться лодка, если этот вентилятор будет дуть мимо паруса? 89. Длинная доска лежит на катках. Человек пытается по ней бежать, но остается относительно поверхности Земли на месте. Почему? 90. С какой целью в больших аэропортах устанавливают весьма дорогостоящие системы, которые отпугивают птиц? 91. По длинной доске, положенной на катки, навстречу друг другу бегут два человека. Будет ли доска двигаться? 92. Кирпич кладут на ладонь и ударяют по нему молотком. Почему рука, держащая кирпич, не ощущает боли от такого удара? 93. Движущийся вагон сталкивается с неподвижным вагоном. При этом первый вагон останавливается, а второй приходит в движение со скоростью первого вагона. Что можно сказать о массах этих вагонов? 94. Космонавт, находящийся в открытом космосе, тянет за один конец фала, другой конец которого привязан к космическому кораблю. Почему корабль не приобретает какой-либо значительной скорости в направлении космонавта? |
||||||||||||
Плотность
95. Как изменяется
плотность жидкостей и твердых тел при нагревании и охлаждении? |
||||||||||||
106. На одной чашке весов стоит брусок из свинца, а на другой — из олова (рис. 13). На какой чашке находится брусок из олова? | ||||||||||||
107. На чашке весов находятся бруски из железа и чугуна (рис. 14), объемы которых равны. На какой чашке находится чугунный брусок? | ||||||||||||
108. Предложите
способ определения вместимости сосуда, в котором находится вода,
используя только весы и разновес. 109. Как опытным путем определить плотность неизвестной жидкости, используя только стакан, воду и весы с разновесами? 110. В стеклянной пробке от графина имеется полость. Предложите способ, позволяющий определить объем этой полости. Какое оборудование вам для этого понадобится? |
||||||||||||
Сила. Графическое изображение сил. Второй закон Ньютона | ||||||||||||
111. Укажите и
сравните силы, действующие на шайбу в следующих случаях: шайба лежит на
горизонтальном льду; получает толчок от клюшки; катится по льду;
ударяется о борт. 112. Маленький железный шарик подвешен на тонкой шелковой нити. С какими телами он взаимодействует? Изобразите силы, действующие на него. 113. Деревянный брусок лежит на горизонтальной поверхности стола. Назовите тела, с которыми он взаимодействует. Изобразите силы, действующие на брусок. 114. Как ослабляют силу удара тяжелого мяча, когда его ловят руками? 115. Почему с высокого обрыва безопаснее прыгать на рыхлую песчаную насыпь, чем на твердую почву? |
||||||||||||
116. Почему в
конце прыжка спортсмен опускается на согнутые ноги? 117. В первом случае рыбак, стоя на берегу, подтягивает лодку к берегу при помощи каната. Во втором случае он подтягивается к берегу при помощи каната, сидя сам в лодке. В каком случае лодка быстрее причалит, если в обоих случаях рыбак прилагает к канату одинаковые силы? |
||||||||||||
118. На рисунке 15 представлены графики изменения скорости двух автомобилей. Один из них груженый, а другой порожний. Силы тяги обоих автомобилей равны. Какому автомобилю соответствует каждый из графиков? | ||||||||||||
119. В каких случаях, представленных на рисунке 16, а, б, в, г, результат действия силы зависит от расположения ее точки приложения; от направления действия силы? | ||||||||||||
120. У неопытного гребца двухвесельная лодка чаще всего идет по дуге, уклоняясь преимущественно вправо (с точки зрения того, кто смотрит по ходу лодки). Объясните это явление. | ||||||||||||
121. К середине (точка О) сильно натянутого шнура AB привязали тонкую веревку и стали ее тянуть силой F. При этом шнур лопнул, а веревка осталась целой (рис. 17). Почему? Рассмотрите рисунок 18 и дайте ответ. | ||||||||||||
122. Как должен
расположить руки спортсмен, висящий на перекладине, чтобы его
затраченные силы были наименьшими? 123. На каменистой дороге ход нагруженного автомобиля более плавный, чем ход этого же автомобиля, но без груза. Почему? 124. Почему стеклянная посуда бьется, если падает на камень, и остается целой, если падает в траву? 125. Почему иногда, когда поезд резко трогается с места, происходит разрыв его сцеплений? 126. В кинофильмах каскадер часто совершает в прыжке пересадку с одного автомобиля на другой. Почему это опасно делать при большой разнице в скоростях автомобилей? 127. Два автомобиля — нагруженный и ненагруженный — движутся с одинаковыми скоростями. Какой из автомобилей раньше остановится, если к обоим приложить одинаковую тормозящую силу? |
||||||||||||
128. Все тела падают вниз. Если тело заставить скатываться с наклонной плоскости, то оно также покатится вниз. Однако оказывается, что тело можно заставить катиться и вверх по наклонной плоскости. Склейте из картона кольцо, внутрь которого приклейте шарик, а из линейки сделайте наклонную плоскость, положив один ее конец на книгу. Поставьте кольцо так, чтобы шарик находился немного впереди точки опоры, тогда кольцо покатится вверх по уклону. Объясните результат такого эксперимента | ||||||||||||
129*. Буксировка корабля во время волнения моря достаточно сложна. Если судно отбросит волной, то трос может лопнуть, так как сильно натягивается. Чтобы этого не случилось, на трос вешают груз (рис. 19). Казалось бы, что под действием этого груза натяжение троса должно возрасти. В действительности же оно уменьшается. Почему? Рассмотрите рисунок 20 и дайте ответ. | ||||||||||||
Третий закон Ньютона | ||||||||||||
130.
Укажите действующие и противодействующие силы при вращении винта
самолета, полете ракеты, движении конькобежца по льду. 131. Почему у стального кузнечного молота в результате длительной работы оказывается расплющенным то место, которым производят удары по поковке? 132. При ходьбе мы отталкиваемся от поверхности Земли. Может ли тело двигаться, не имея внешней опоры? Если может, то приведите примеры. 133. Почему трудно удержать в руках пожарный брандспойт, из которого бьет мощная струя воды? 134. Океанский лайнер при столкновении с маленьким пароходом может потопить его почти без всяких для себя повреждений. Как это согласуется с третьим законом Ньютона? 135. Может ли человек, сидящий в лодке, привести ее в движение, упираясь ногами в мачту? |
||||||||||||
136. Можно ли привести в движение стальную тележку при помощи магнита, подвешенного так, как показано на рисунке 21 | ||||||||||||
137.
Заводная тележка при вращении колес движется по полу. Почему эта тележка
не движется, если ее подвесить на нити? 138. В зоопарках белок помещают в цилиндрический барабан, где имеются спицы. Барабан подвешен на оси, вокруг которой он может свободно вращаться. В какую сторону и почему барабан вращается во время движения белки по спицам? 139. Сжатая пружина перевязана нитью и поставлена вертикально на стол. Что произойдет с пружиной, если эту нить пережечь? 140. Одинаково ли сжимаются буфера при столкновении двух вагонеток на железной дороге, если одна из них находится в покое; обе движутся; одна вагонетка оказывается груженая, а другая — порожняя? 141. При стрельбе из винтовки рекомендуется ее приклад плотно прижимать к плечу. Почему? 142. Мальчик везет санки. Сила, с которой он их тянет, равна силе, с которой санки противодействуют этому движению. Казалось бы, санки должны оставаться на месте. Почему же они движутся? 143. Почему при выстреле снаряд и орудие приобретают разные скорости, ведь по третьему закону Ньютона на них действуют равные по модулю силы? 144. Какова роль железной лапы, которую при ремонте сапожник вкладывает в обувь? 145. К пристани причаливают две одинаковые лодки, в которых лодочники подтягиваются к берегу с помощью веревок. Противоположные концы веревок привязаны к столбам на пристани. Лодочники прилагают одинаковые усилия. Какая лодка причалит раньше? 146. Почему трудно разбить орех на мягкой опоре и легко его разбить на твердой опоре? 147. Почему удар молотом по тяжелой наковальне, лежащей на груди циркового артиста, оказывается для него безвредным, а такой же удар непосредственно по телу артиста является смертельным? 148. Неполный сосуд с водой уравновешен на весах. Останутся ли весы в равновесии, если в воду опустить палец так, чтобы он не касался дна и стенок сосуда? 149. Почему в гололедицу автомобилю трудно сдвинуться с места? 150*. Канат перекинут через неподвижный блок. На одном конце каната, держась за него руками, висит человек, а на другом — груз. Вес человека равен весу груза. Человек начинает подтягиваться на руках вверх по канату. Что при этом произойдет? 151. Два мальчика растягивают динамометр, причем каждый из них прикладывает силу 50 Н. Каковы показания динамометра? 152. Некоторые животные (например, каракатица) перемещаются в воде, выбрасывая из своего тела струю жидкости. Почему каракатица движется при этом в противоположную сторону? 153*. С воздушного шара, неподвижно висящего в воздухе, свободно свешивается лестница. По ней взбирается человек. Что при этом происходит с шаром? 154*. На внутренней стенке закрытой банки, уравновешенной на чувствительных весах, сидит муха. Что произойдет с весами, если муха станет летать внутри банки? |
||||||||||||
155*. На левой чашке весов находится широкий сосуд с водой (рис. 22), на правой — штатив с прикрепленной к нему пружиной. К нижнему концу пружины подвешена стеклянная пластинка. Весы привели в равновесие. Нарушится ли это равновесие, если пружину растянуть так, чтобы пластинка коснулась воды и силами молекулярного взаимодействия удерживалась бы на ее поверхности? | ||||||||||||
посмотреть ответы стр.1 стр.3 стр.4 | ||||||||||||
В начало | ||||||||||||
2009 год |
|